Этапы проведения аудиторской проверки

Этапы проведения аудиторской проверки

Сегодня аудитор – это скорая помощь главному бухгалтеру и руководителю фирмы перед предстоящей проверкой налоговых и других контролирующих органов. Цель аудиторской проверки – помощь по исправлению возможных ошибок в учете, которые могут повлечь серьезные финансовые потери для фирмы в виде штрафных санкций налоговых органов.

Шаг первый — подготовка к аудиторской проверке, заключение договора, в котором стороны предусматривают цель, сроки проведения аудиторской проверки, иногда — место проверки. Ревизия может проводиться в офисе аудиторской фирмы (проверяемая сторона предоставляет все необходимые документы) или быть выездной (на территории компании).

Проверка аудитора начинается с ознакомления со структурой фирмы, ее особенностями и спецификой отрасли, с ведомственными нормативными актами, с учетной политикой, с актами проверок налоговых органов, с бизнес-планом и другими документами.

Затем аудитор изучает финансовую отчетность за проверяемый период, как фирмы в целом, так и ее филиалов (при их наличии), сравнивает ее показатели с плановыми, а также с показателями за предыдущие периоды. Уже на первоначальном этапе можно дать предварительную оценку финансового состояния предприятия (организации).

Аудиторская проверка финансовой отчетности и налоговых деклараций начинается со сверки соответствия их показателей данным регистров синтетического бухгалтерского учета – баланса, Главной книги, журналов-ордеров. Если в каком-то месяце имеются расхождения, то выясняются их причины. Так проверяющие находят ошибки.

Как проходит аудиторская проверка

В поисках причин расхождений показатели синтетического учета сверяют с «аналитикой» – с ведомостями, с первичными документами. При наличии грубых нарушений первичные документы проверяют сплошным порядком. Обращают внимание на законность операций, на оформление «первички» — форму, подписи, печати и т.п.

На этом этапе оценивают состояние бухгалтерского учета.

При проверке налоговых деклараций используют синтетические регистры бухгалтерского учета, перечисленные выше. Анализируют каждую цифру по начислению налогов — что именно она в себя включает. Декларации проверяют также на предмет своевременности уплаты налогов. Конкретную дату их платежа выясняют по банковским документам.

Если аудиторы находят переплату налогов в бюджет, то нередко обращаются в налоговый орган, чтобы согласовать факт переплаты и возврат предприятию излишне уплаченной суммы. Чаще проверяющие находят недоимку налогов, она может превышать соответствующий показатель по данным налоговиков. Тогда аудитор дает свои рекомендации работникам бухгалтерии.

На основании собранной информации, анализа отчетности и документальной проверки аудитор пишет акт, согласовывает его с главным бухгалтером. Затем фирма-исполнитель составляет отчет о проверке с выводами и конкретными предложениями об устранении выявленных нарушений и «узких мест» в деятельности предприятия.

В отчете содержится долгожданное для предприятия аудиторское заключение, как правило, положительное. Ведь большинство ошибок и нарушений проверяемые устраняют в ходе проверки.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК "Аудит А".

Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.

Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Содержание статьи

Последние статьи

Оставить заявку

    АудитВедение бухгалтерского учетаЮридические услугиНалоговое консультированиеДругое
    Согласен на обработку персональных данных

    Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Пользовательского соглашения​​

    ×

      Заказать звонок

      Оставьте заявку, и мы вам перезвоним в ближайшее время

      Я согласен с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных
      ×