Аутсорсинг, как термин, известен в России уже довольно давно. Но еще старше его русский эквивалент – бухгалтерское сопровождение/обслуживание. Явление практикуется с самого начала свободного рынка, однако медленно прививается экономике с «национальными особенностями». Эффективен ли российский аутсорсинг бухгалтерии, и каким его формам проще всего пустить у нас корни?
Смысл аутсорсинга в передаче на длительное время непрофильных задач предприятия для исполнения сторонней высокопрофессиональной организацией (провайдером). С точки зрения бухгалтерского учета, в «чужие руки» могут быть отданы как отдельные операции, так и весь комплекс, начиная с подготовки и обработки документов, заканчивая составлением отчетности и представительством в ФНС и других контролирующих органах.
Наиболее эффективен аутсорсинг в таких областях:
- кадровое делопроизводство
- расчет заработной платы, сопутствующих страховых взносов и налогов
- бухгалтерский учет
- налоговый учет и начисление налогов
В мировой практике самым популярным вариантом является передача на сторону расчета заработной платы и налогов. В России большая часть аутсорсинговых компаний предпочитает не брать на ведение сотрудников, только бухгалтерский и налоговый учет.
Всеобщий и неоспоримый плюс аутсорсинга в возможности предприятия сконцентрироваться на профильной деятельности, сохранить компактность штата и инфраструктуры. Обращение к услугам аутсорсера – залог стабильности учета и устранение субъективного фактора.
Все имеет свою цену, а стоимость ведения бухучета на стороне обычно на 10-30% ниже стоимости содержания «родной» бухгалтерии. Достигается эта разница за счет эффекта масштаба: специализированная компания «ведет» сразу несколько предприятий, поэтому условно-постоянные издержки распределяются на каждого клиента.
Для малых предприятий привлекательность аутсорсинга не только в минимизации затрат на бухгалтерию, но и в их гибкости. Любое изменение масштабов бизнеса скорректирует и расходы на услуги провайдера. Квалифицированный бухгалтер, принятый с учетом роста предприятия, не будет «просиживать штаны» за высокий оклад на этапе становления бизнеса. А бурное развитие не заставит его «зашиваться» на работе с потерей качества или скоропостижно увеличивать штат бухгалтеров.
Крупные организации, как правило, от собственного бухгалтерского подразделения не отказываются – так сохраняется необходимая оперативность учета.
С опаской к аутсорсингу относятся на предприятиях со сложным или уникальным технологическим процессом. Ведь специалиста провайдера необходимо обучать, а возможно, и не раз, если человек уволится из компании-аутсорсера. Это затратно и зачастую неэффективно. Но аутсорсинг может быть полезен и крупным предприятиям. Чаще всего они отдают на сторону отдельные области бухгалтерского учета, где требуются стандартные, типовые решения.
В основном развитие аутсорсинга в России тормозят:
- страх потери контроля над процессом
- рисков утечки информации и недостаточной конфиденциальности
- отсутствие опыта в подсчете стоимости бухгалтерских функций (при их самостоятельной реализации)
- неумение проанализировать минусы и плюсы внешнего управления
- неудачный предыдущий опыт работы с аутсорсингом.
Не за горами очередной сильный глобальный кризис, предпосылки мы чувствуем на себе второй год. Чтобы остаться на плаву завтра, стратегические решения по снижению издержек и повышению эффективности всех процессов нужно принимать уже сегодня. Один из удачных ходов в этом смысле – передача бухгалтерии на аутсорсинг.
Особенно стоит над этим задуматься, если содержание собственной бухгалтерской службы финансово отягощает предприятие и тормозит его развитие.
Как выбрать провайдера и не ошибиться мы рассказывали в этой статье: https://audita.ru/buhgalteriya/kak-vybrat-buhgalteriyu-na-autsorse/