Управление программами лояльности
Manzana Group
Страховой аудит – проверка, призванная выявить все основные ошибки, допущенные при составлении отчетности. В ходе процедуры также проверяется достоверность указанной в документах информации.
Страховой аудит представляет собой комплексный анализ отчетности страховой компании, в ходе которого осуществляется проверка документации на предмет достоверности внесенных в нее данных. Эта процедура проводится как в добровольном, так и обязательном порядке. В первом случае целью является желание фирмы определить недостатки своего нынешнего положения, чтобы при необходимости своевременно ликвидировать их. «Принудительный» аудит призван выяснить, способна ли проверяемая организация выполнять взятые на себя обязательства.
В ходе проверки рассматриваются как общие моменты, характерные для аудита почти всех юридических лиц, так и присущие лишь страховщикам. В первую категорию входят все операции с товарно-материальными ценностями, фондами и нематериальными активами, расчетно-платежные и кассовые процедуры, соблюдение требований трудового законодательства и т.д. Аудит в страховых организациях осуществляется по такой же схеме, что и для компаний, относящихся к другим отраслям экономической деятельности, и на основании тех же нормативных документов. Далее, рассмотрим некоторые специфические моменты, с которыми проверяющим приходится сталкиваться во время инспекций страховых организаций.
Чтобы заниматься страхованием, фирма должна получить соответствующую лицензию и отказаться от всех торгово-посреднических и производственных операций. Поэтому первое, что делает страховой аудитор — это проверяет наличие нужных документов (учредительного договора, лицензий, устава, свидетельства о госрегистрации и т. д.), их соответствие нормам действующего законодательства, а также убеждается в том, что компания не ведет сопутствующую несогласованную деятельность.
В ходе процедуры проводится проверка корректности составления договоров страхования и четкости выполнения и учета всех прописанных в них операций. В связи с тем, что основной статьей расходов являются выплаты клиентам, особое внимание уделяется их обоснованности, а также случаям задержек и отказов, если последние имели место быть.
Данная деятельность требует обязательного наличия резервов, поэтому аудиторам следует определить, насколько те соответствуют требованиям к условиям размещения и взятым компанией обязательствам.
Расходы, включаемые в себестоимость услуг, в этом секторе обычно достаточно высоки, что тоже необходимо учитывать при формировании итогов. В ходе проверки нужно будет выяснить, насколько обоснованно те или иные траты были внесены в данный раздел. Еще один момент, обязательно требующий аудита, это осуществление операций в иностранной валюте. Если таковые проводятся, необходимо тщательно проверить их законность и правильность учета.
По окончании аудиторской проверки инспектирующая организация составляет заключение, в аналитической части которого указывается информация, полученная за отчетный период. При наличии каких-либо ограничений доступа к данным, это должно быть отражено в документе. Если имели место быть факты существенных нарушений порядка составления отчетности или, вообще, российского законодательства, то они тоже указываются.
Качественно составленная итоговая часть заключения – это лаконично и доступно сформулированное мнение аудитора о состоянии отчетности, представленной проверенной компанией. Если по каким-то причинам достоверность полученной информации подтвердить невозможно, эти причины обязательно следует объяснить в документе.
Как показывает наша практика, даже если руководитель максимально ответственно относится к ведению бухгалтерского и налогового учета, дополнительная аудиторская проверка может быть весьма полезна. Почему? – Расскажем на примере нашего давнего клиента.
Проведение инициативного аудита бухгалтерской отчетности за 2021 год.
Проведение аудита бухгалтерской отчетности за 2021 год с выдачей аудиторского заключения по итогам проверки.