Регистрация малого бизнеса

Регистрируем малый бизнес: ООО или ИП?

Какая организационно-правовая форма оптимальна для малого бизнеса: ИП или ООО? Решение нужно принимать в зависимости от того, чем планирует заниматься собственник и в каких масштабах.

На старте собственного дела не обойтись без решения вопроса: какую организационно-правовую форму (ОПФ) предпочесть? Для малого бизнеса оформлять юридическое лицо (ЮЛ) необязательно, можно работать индивидуальным предпринимателем (ИП). Ещё один подходящий вариант – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Что выгоднее?

У каждой формы свои преимущества и недостатки, следует тщательно примерить оба варианта на свой бизнес. Нет смысла разбираться в вопросе лишь тем, кто планирует торговать в розницу крепким алкоголем. Здесь альтернативы нет – лицензию выдают только юридическим лицам.

ИП: для какого Сеньки шапка?

Оформление ИП стоит всего 800 р. В ИФНС нужно предоставить паспорт, заявление о регистрации, квитанцию об уплате пошлины.

Предпринимателей регистрируют по месту прописки.

С одной стороны, ИП может свободно пользоваться средствами, что получены от предпринимательской деятельности (не забывая заплатить налоги), с другой – отвечает по всем обязательствам бизнеса своим личным имуществом. Это немалый риск. А вот административные штрафы для ИП на порядок ниже тех, что предусмотрены для ЮЛ.

Предприниматель не обязан вести бухучёт – необходимо лишь вести учёт доходов и расходов. Он может работать без расчётного счёта, только с наличкой, причём вести кассовые операции в упрощённом порядке.

Предприниматели платят фиксированные взносы в ПФР и ФОМС «за себя» даже в случае отсутствия деятельности, т.е. когда дохода нет. Освобождает от платежей только закрытие ИП, которое носит уведомительный характер.

Предприниматель может работать по патенту – это самая простая по обслуживанию система налогообложения из всех действующих, притом с низкой фискальной нагрузкой. Это преимущество актуально только для ИП, занимающихся розницей (торговый зал – не больше 50 м2), оказывающих бытовые услуги, грузо- и пассажироперевозки водным транспортом, услуги общепита и другие по закрытому перечню. Остальные системы налогообложения могут применять как ИП, так и ООО.

ООО: плата за солидность

Регистрация сложнее и дороже, чем у ИП. Заплатить государству придётся 4000 р. В пакет документов для постановки на учёт входят: заявление, квитанция на оплату пошлины, решение (договор и протокол, если участников несколько) об учреждении общества, устав ООО.

Некоторые ИФНС требуют также подтвердить адрес нового ЮЛ гарантийным письмом от собственника помещения и/или свидетельством о праве собственности. Для ООО требуется сформировать уставный капитал (минимум – 10000 р.). Создавать фирму можно не только единолично, но и в складчину. Для ООО допускается не более 50 участников.

Собственники (учредители общества) не могут свободно пользоваться деньгами организации.

Выводить из бизнеса прибыль можно лишь:

  • с предусмотренной уставом периодичностью, но не чаще, чем ежеквартально (лучше покушаться на шкуру уже убитого медведя, т. е. по завершении финансового года, когда результат окончательно определён);
  • после выплаты ЮЛ всех налогов – распределять можно лишь чистую прибыль;
  • по решению собрания учредителей, пропорционально проценту участия в уставном капитале (УК);
  • с удержанием из суммы дивидендов НДФЛ (13% с 2015 года для резидентов).

Собственникам сложно получить «кровно заработанное», зато всё просто с ответственностью по долгам общества – учредители ООО рискуют только в пределах своих долей в УК.

Бухгалтерский учёт организации вести обязаны, но малому бизнесу разрешено предоставлять упрощённую финансовую отчётность. Для ООО обязательно составление кассовых ордеров при работе с наличкой и ведение кассовой книги. Без бухгалтера в организации обойтись практически невозможно. Хорошим решением для небольшого бизнеса будет передача учёта на аутсорсинг специализированной компании.

Налоги уплачиваются согласно выбранной системе налогообложения. Фиксированных взносов в фонды для ЮЛ не предусмотрено.

Закрытие (ликвидация) ООО – нелёгкий процесс. Он занимает несколько месяцев, потребует формирования «ликвидационного» пакета документов, связан с прохождением налоговой проверки.

Что выбрать?

malyj-biznes.jpg

Простая регистрация и закрытие, право не вести бухучёт, работать без офиса, пользоваться доходами от бизнеса по своему усмотрению – весомые плюсы индивидуального предпринимательства. Если планируется открыть небольшое дело без особых перспектив роста, без наёмных сотрудников (или с минимальным числом) в сфере бытовых услуг или розничной торговли – такая форма будет оправданной. ИП не выглядит солидным партнёром в глазах крупного бизнеса и больше подходит частникам.

Если планируется сотрудничество с юридическими лицами, а перспективы для расширения бизнеса есть – регистрировать нужно ООО. По крайней мере, в случае коммерческих неудач расплачиваться своим имуществом собственнику не придётся.

Выбор организационно-правовой формы отразится на будущей деятельности. Ошибка может стоить дорого, потому консультация специалистов необходима.

Профессиональные юристы и бухгалтеры ГК «Аудит А» оценят перспективы Вашего бизнеса и дадут рекомендации по оптимальной организационно-правовой форме. Вы можете не только получить исчерпывающую юридическую консультацию, но и доверить нам регистрацию бизнеса под ключ: подготовку необходимых документов и постановку на учёт в ИФНС и внебюджетных фондах.

Как вести бухучёт ИП.



Все права на данную публикацию принадлежат ГК "Аудит А".
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.