С 2018 года аудиторское сообщество использует международные стандарты аудита. Переход на МСА продиктован не только изменением экономического пространства после кризиса 2008 года, но и необходимостью обеспечения прозрачности деятельности бизнес-сообщества.
Пользователи финансовой отчетности нуждаются в получении достоверной и полезной информации, необходимой для принятия управленческих решений в области инвестирования, кредитования, в части долгосрочных проектов и программ. Такие данные должны обладать высокой степенью доверия. Поэтому мировая практика идет по пути расширения информационного поля

финансовой отчетности, подверженной аудиту, в интересах всех заинтересованных пользователей. С 2018 года национальный аудит присоединился к этой практике в полном объеме.
Данные изменения касаются не только аудиторов, но и заказчиков услуги. Такое правило указано в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗв подп. 2 п. 4 ст. 14. Положение содержит информацию о том, что клиент аудиторской компании обязан следовать стандартам и требованиям, которые касаются аудиторской деятельности. Перечень обязательств находится в договоре, заключаемом между проверяющей и проверяемой сторонами. Таким образом, переход аудиторского сообщества на применение в своей практике МСА (международных стандартов аудита) автоматически влечет за собой изменения во взаимоотношениях с клиентами в этой области.
В свое время при стандартизации национального аудита в качестве основы использовались МСА, но без системного подхода, с определенной степенью избирательности и приближенности. Практика применения исходила из национальных особенностей делового оборота, сложившегося еще на основании тех стандартов деятельности, которые были рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ с момента создания национального аудита. Целостность, которая присутствует в МСА, нехарактерна для наших стандартов, и в этом их принципиальное отличие.
Разница в терминологии, введение аудита, ориентированного на риски, вместо подтверждающего – эти нововведения во взаимоотношениях с клиентом порождают следующие изменения проведения обязательной и инициативной проверки, подготовки финансовой отчетности для аудиторского заключения:
- Оформление нового пакета документов при согласовании условий проведения аудита (до момента заключения договора), значительно превышающего привычный объем (письма о согласовании, сбор информации о клиенте не только из открытых источников, но и непосредственно в системе запрос-ответ и прочее).
- Сбор значительного объема аудиторских доказательств в форме запросов клиенту, получение большего количества заявлений и ответов от исполнительного и корпоративного руководства, собственников заказчика.
- Актуализируются нормы пункта 3 статьи 14 Закона № 307-ФЗ. Это положение обязывает заказчиков услуги в течение 90 дней со дня получения данных от аудитора о ставших известными случаях коррупции, в том числе происшествиях, связанных с подкупом иностранных должностных лиц, в письменной форме информировать его о результатах рассмотрения. Это же правило касается выявленных эпизодов других нарушений законодательства РФ, признаков или риска появления таких ситуаций. Если аудитор не получает в установленный срок надлежащего ответа от клиента, то специалист должен передать информацию в соответствующие уполномоченные органы. Такое положение закреплено в статье 13 Закона № 307-ФЗ.
- Увеличение документооборота по проведению проверки в части оформления рабочей документации, основой которой служит расширенное информационное поле аудируемого лица (по сравнению с требованиями федеральных стандартов).
- На аудирумое лицо возложена обязанность раскрывать более полно всю значимую информацию в своих пояснениях к финансовой отчетности. И если на текущий момент аудитор мог признать фразу о выплатах управленческому персоналу исчерпывающей, то в рамках действия МСА это сделать уже не представляется возможным, так как она не раскрывает всю структуру и направление таких выплат.
- Высокая вероятность увеличения объемов работ, соответственно и стоимости для отдельных субъектов малого предпринимательства ввиду разницы в критериях их определения.
- Аудиторское заключение содержит более подробную информацию об аудируемом лице. Так, отдельным разделом аудитор теперь должен обозначать:
- свое мнение о показателях отчетности (полнота раскрытия увеличивается против одной фразы в текущем формате Аудиторского заключения);
- оценку системы внутреннего контроля клиента, степени ее поддержания и свое мнение об этом;
- оценку позиции действующей учетной политики;
- информацию о непрерывности деятельности аудируемого лица и существенных факторах неопределенности в отношении непрерывности деятельности, если таковые имеют место. Ранее подобная информация сообщалась аудитором только в том случае, если у него возникали сомнения в непрерывности деятельности клиента в ближайшие 12 месяцев после отчетной даты.
Хотелось бы отметить, что отсутствие системности в действующих федеральных стандартах часто позволяло аудитору обходить ситуации, которые приводили к дополнительным процедурам в отношении сбора доказательств и реализации процедур проверки, и трактовать отдельные позиции в пользу интересов клиента. Целостность МСА полностью исключает подобную ситуацию.
И в заключение – кардинальное изменение правового поля действий аудита с 2017 года касается не только аудиторов, но и клиентов, то есть тех, с кем заключен договор на проведение исследования.
Все права на данную публикацию принадлежат ГК "Аудит А".
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.