Управление программами лояльности
Manzana Group
Еще весной 2014 года началась дискуссия между правительством, властями регионов, администрацией президента и бизнес-сообществом о реанимировании налога с продаж. Идея не дожила до ноября. Какие проблемы государство хотело устранить за счет кармана потребителя, и на что в итоге оно решилось?
История началась с предложения московских властей о возврате налога с продаж (НСП), в котором они видели финансовый источник развития транспортной инфраструктуры. К августу идея трансформировалась в законопроект в рамках бюджетообразующих (на 2015–2018) поправок в Налоговый кодекс.
Напомним, что НСП на российских просторах вводился уже дважды. В 1991 налог со ставкой 5% появился в СССР и исчез одновременно с распадом страны в 1992. В тяжелый для экономики период 1998–2004 НСП возродился как временный региональный сбор с максимальной ставкой 5%, заменив целый список местных налогов. Практика последнего применения налога считается беспрецедентной в плане двойного налогообложения. Косвенный НСП начислялся «сверху» на такой же косвенный НДС, что в цивилизованных налоговых системах обычно не допускается.
В очередной раз достав налог с пыльной полки, инициаторы проекта озаботились стабильным наполнением региональных бюджетов. Ежегодные доходы от НСП оценивались ими как 200 млрд р. в год. Максимальную ставку налога предложили довольно скромную – 3%. НСП должен был уплачиваться с реализации услуг и товаров, но некоторые из них решили от налога освободить (детские товары, продукты первой необходимости, услуги ЖКХ и др.). Законопроект практически повторил НСП в том виде, в котором он существовал в 1998–2004 гг., но с пониженной ставкой. При одобрении документа уже с 2015 года на плечи россиян легла бы ноша налога с продаж.
Региональные власти голосовали за возврат НСП двумя руками. По данным за 6 месяцев 2014 года более 30 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом, еще 30 балансируют на его грани. Основной источник доходов регионов сейчас – налог на прибыль, сборы которого с приближением кризиса будут падать с каждым месяцем. Поступления от косвенных налогов не так гибко привязаны к экономическим неурядицам, потому что потребители вряд ли откажутся от покупок вообще.
Реакция представителей бизнеса и экспертов в области макроэкономики совпадает: ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе НСП не даст положительного эффекта. Налог с продаж – косвенный, по сути, собирается из кошельков населения. Из-за роста цен снизится покупательная способность, а следом и совокупный спрос. Рост экономики замедлится. Компании, платящие налоги, окажутся в менее конкурентной позиции, чем «уклонисты». От введения НСП в первую очередь пострадают домохозяйства с наиболее низкими доходами. Налог с продаж – своеобразный налог на бедность.
В сложившейся ситуации Правительством РФ в сентябре 2014 было принято верное решение – отказаться от налога с продаж, по крайней мере, на три ближайших года.
В течение октября 2014 года Минфин разрабатывал законопроект о введении региональных сборов, которые вместо налога с продаж позволят наполнить бюджеты регионов.
Внесенный 6 ноября на рассмотрение в Госдуму проект содержал список из 22 видов деятельности, которые предлагалось обложить муниципальными сборами. После второго чтения остался только один – торговля.
26 ноября 2014 Совфед дал добро закону о местных торговых сборах. Такая глава появится в НК. Торговый сбор «заработает» в июле 2015 и только в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге. Для остальных муниципалитетов потребуется принятие специального федерального закона. Плательщики сбора – предприниматели и организации, занимающиеся торговлей вне зависимости от наличия торгового зала. Сбор начисляется и уплачивается поквартально, а ставка сопоставима со стоимостью патента для соответствующего вида деятельности.
Закон ударит в первую очередь по небольшим торговым точкам, но пока только в трех городах. Пессимистически настроенные депутаты считают, что пострадают не только торговцы, но и производители, самостоятельно продающие свою продукцию. Сторонники закона считают, что новый сбор на цены не повлияет. Уже в 2016 году изменения сможет прочувствовать все население страны, когда практика распространится на другие регионы.
Похоже, что правительству и депутатам все же удалось сохранить овец и накормить волков: ущерб обычным потребителям от введения НСП мог быть гораздо чувствительней, чем от торгового сбора, а региональным бюджетам в недалекой перспективе дали некоторый шанс для пополнения. Чем все закончится для торгового бизнеса, станет ясно по результатам 2015–2016 годов.
Напомним, что НСП на российских просторах вводился уже дважды. В 1991 налог со ставкой 5% появился в СССР и исчез одновременно с распадом страны в 1992. В тяжелый для экономики период 1998–2004 НСП возродился как временный региональный сбор с максимальной ставкой 5%, заменив целый список местных налогов. Практика последнего применения налога считается беспрецедентной в плане двойного налогообложения. Косвенный НСП начислялся «сверху» на такой же косвенный НДС, что в цивилизованных налоговых системах обычно не допускается.
В очередной раз достав налог с пыльной полки, инициаторы проекта озаботились стабильным наполнением региональных бюджетов. Ежегодные доходы от НСП оценивались ими как 200 млрд р. в год. Максимальную ставку налога предложили довольно скромную – 3%. НСП должен был уплачиваться с реализации услуг и товаров, но некоторые из них решили от налога освободить (детские товары, продукты первой необходимости, услуги ЖКХ и др.). Законопроект практически повторил НСП в том виде, в котором он существовал в 1998–2004 гг., но с пониженной ставкой. При одобрении документа уже с 2015 года на плечи россиян легла бы ноша налога с продаж.
Региональные власти голосовали за возврат НСП двумя руками. По данным за 6 месяцев 2014 года более 30 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом, еще 30 балансируют на его грани. Основной источник доходов регионов сейчас – налог на прибыль, сборы которого с приближением кризиса будут падать с каждым месяцем. Поступления от косвенных налогов не так гибко привязаны к экономическим неурядицам, потому что потребители вряд ли откажутся от покупок вообще.
Реакция представителей бизнеса и экспертов в области макроэкономики совпадает: ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе НСП не даст положительного эффекта. Налог с продаж – косвенный, по сути, собирается из кошельков населения. Из-за роста цен снизится покупательная способность, а следом и совокупный спрос. Рост экономики замедлится. Компании, платящие налоги, окажутся в менее конкурентной позиции, чем «уклонисты». От введения НСП в первую очередь пострадают домохозяйства с наиболее низкими доходами. Налог с продаж – своеобразный налог на бедность.
В сложившейся ситуации Правительством РФ в сентябре 2014 было принято верное решение – отказаться от налога с продаж, по крайней мере, на три ближайших года.
В течение октября 2014 года Минфин разрабатывал законопроект о введении региональных сборов, которые вместо налога с продаж позволят наполнить бюджеты регионов.
Внесенный 6 ноября на рассмотрение в Госдуму проект содержал список из 22 видов деятельности, которые предлагалось обложить муниципальными сборами. После второго чтения остался только один – торговля.
26 ноября 2014 Совфед дал добро закону о местных торговых сборах. Такая глава появится в НК. Торговый сбор «заработает» в июле 2015 и только в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге. Для остальных муниципалитетов потребуется принятие специального федерального закона. Плательщики сбора – предприниматели и организации, занимающиеся торговлей вне зависимости от наличия торгового зала. Сбор начисляется и уплачивается поквартально, а ставка сопоставима со стоимостью патента для соответствующего вида деятельности.
Закон ударит в первую очередь по небольшим торговым точкам, но пока только в трех городах. Пессимистически настроенные депутаты считают, что пострадают не только торговцы, но и производители, самостоятельно продающие свою продукцию. Сторонники закона считают, что новый сбор на цены не повлияет. Уже в 2016 году изменения сможет прочувствовать все население страны, когда практика распространится на другие регионы.
Похоже, что правительству и депутатам все же удалось сохранить овец и накормить волков: ущерб обычным потребителям от введения НСП мог быть гораздо чувствительней, чем от торгового сбора, а региональным бюджетам в недалекой перспективе дали некоторый шанс для пополнения. Чем все закончится для торгового бизнеса, станет ясно по результатам 2015–2016 годов.
Этот год ознаменован очередным ужесточением налоговых проверок, повышенным вниманием со стороны государства к прозрачности бизнеса и новыми поправками в законах. Если что-то упустить, велик риск частично утратить контроль над компанией или принять неправильные решения, которые грозят финансовыми и репутационными потерями.
Возможно, скоро всем известное название некрасовской поэмы перефразируют в «Кому на Руси жить тяжело», так как с принятием Закона о новом налоге на «сверхприбыль для бизнеса», подобные споры будут неминуемы.
По статистике hh, в мае 2023 года компании разместили на 49% больше вакансий для бухгалтерии, чем в прошлом году. А это значит, что прошло почти в два раза больше собеседований, а уровень стресса для рекрутеров и директоров вырос в разы. Поговорим о тех, кого не стоит брать в свою бухгалтерию — за 15 лет практики … Continue reading «4 типа бухгалтеров, от которых нужно бежать»