Будет ли введен налог с продаж в 2015 году?

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов

Еще весной 2014 года началась дискуссия между правительством, властями регионов, администрацией президента и бизнес-сообществом о реанимировании налога с продаж. Идея не дожила до ноября. Какие проблемы государство хотело устранить за счет кармана потребителя, и на что в итоге оно решилось?

Сдуть пыль с НСП

История началась с предложения московских властей о возврате налога с продаж (НСП), в котором они видели финансовый источник развития транспортной инфраструктуры. К августу идея трансформировалась в законопроект в рамках бюджетообразующих (на 2015–2018) поправок в Налоговый кодекс.

Напомним, что НСП на российских просторах вводился уже дважды. В 1991 налог со ставкой 5% появился в СССР и исчез одновременно с распадом страны в 1992. В тяжелый для экономики период 1998–2004 НСП возродился как временный региональный сбор с максимальной ставкой 5%, заменив целый список местных налогов. Практика последнего применения налога считается беспрецедентной в плане двойного налогообложения. Косвенный НСП начислялся «сверху» на такой же косвенный НДС, что в цивилизованных налоговых системах обычно не допускается.

В очередной раз достав налог с пыльной полки, инициаторы проекта озаботились стабильным наполнением региональных бюджетов. Ежегодные доходы от НСП оценивались ими как 200 млрд р. в год. Максимальную ставку налога предложили довольно скромную – 3%. НСП должен был уплачиваться с реализации услуг и товаров, но некоторые из них решили от налога освободить (детские товары, продукты первой необходимости, услуги ЖКХ и др.). Законопроект практически повторил НСП в том виде, в котором он существовал в 1998–2004 гг., но с пониженной ставкой. При одобрении документа уже с 2015 года на плечи россиян легла бы ноша налога с продаж.

Региональные власти голосовали за возврат НСП двумя руками. По данным за 6 месяцев 2014 года более 30 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом, еще 30 балансируют на его грани. Основной источник доходов регионов сейчас – налог на прибыль, сборы которого с приближением кризиса будут падать с каждым месяцем. Поступления от косвенных налогов не так гибко привязаны к экономическим неурядицам, потому что потребители вряд ли откажутся от покупок вообще.

С позиции разума выступили Минэкономразвития, ЦБ, Минпромторг и Минфин, обоснованно считая, что введение НСП:

  • подстегнет инфляционные процессы, которые и без того развиваются довольно активно
  • не устранит дефицит бюджетов субъектов РФ, причина которого в дисбалансе распределения средств (профицит федерального бюджета сопровождается дефицитом региональных и муниципальных)
  • замедлит экономический рост, вынуждая предпринимателей «завязывать» с бизнесом и уходить в тень
  • потребует значительных вложений в администрирование
  • не оправдает надежд регионов из-за низкой собираемости (в предыдущем случае удавалось получать не более 30%)

Реакция представителей бизнеса и экспертов в области макроэкономики совпадает: ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе НСП не даст положительного эффекта. Налог с продаж – косвенный, по сути, собирается из кошельков населения. Из-за роста цен снизится покупательная способность, а следом и совокупный спрос. Рост экономики замедлится. Компании, платящие налоги, окажутся в менее конкурентной позиции, чем «уклонисты». От введения НСП в первую очередь пострадают домохозяйства с наиболее низкими доходами. Налог с продаж – своеобразный налог на бедность.

В сложившейся ситуации Правительством РФ в сентябре 2014 было принято верное решение – отказаться от налога с продаж, по крайней мере, на три ближайших года.

Региональные сборы – альтернатива НСП

В течение октября 2014 года Минфин разрабатывал законопроект о введении региональных сборов, которые вместо налога с продаж позволят наполнить бюджеты регионов.

Первоначально речь шла о сборах:

  • за услуги такси
  • за услуги общественного питания
  • за право торговли
  • о курортном и/или туристическом

Внесенный 6 ноября на рассмотрение в Госдуму проект содержал список из 22 видов деятельности, которые предлагалось обложить муниципальными сборами. После второго чтения остался только один – торговля.

26 ноября 2014 Совфед дал добро закону о местных торговых сборах. Такая глава появится в НК. Торговый сбор «заработает» в июле 2015 и только в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге. Для остальных муниципалитетов потребуется принятие специального федерального закона. Плательщики сбора – предприниматели и организации, занимающиеся торговлей вне зависимости от наличия торгового зала. Сбор начисляется и уплачивается поквартально, а ставка сопоставима со стоимостью патента для соответствующего вида деятельности.

Закон ударит в первую очередь по небольшим торговым точкам, но пока только в трех городах. Пессимистически настроенные депутаты считают, что пострадают не только торговцы, но и производители, самостоятельно продающие свою продукцию. Сторонники закона считают, что новый сбор на цены не повлияет. Уже в 2016 году изменения сможет прочувствовать все население страны, когда практика распространится на другие регионы.

Похоже, что правительству и депутатам все же удалось сохранить овец и накормить волков: ущерб обычным потребителям от введения НСП мог быть гораздо чувствительней, чем от торгового сбора, а региональным бюджетам в недалекой перспективе дали некоторый шанс для пополнения. Чем все закончится для торгового бизнеса, станет ясно по результатам 2015–2016 годов.

Напомним, что НСП на российских просторах вводился уже дважды. В 1991 налог со ставкой 5% появился в СССР и исчез одновременно с распадом страны в 1992. В тяжелый для экономики период 1998–2004 НСП возродился как временный региональный сбор с максимальной ставкой 5%, заменив целый список местных налогов. Практика последнего применения налога считается беспрецедентной в плане двойного налогообложения. Косвенный НСП начислялся «сверху» на такой же косвенный НДС, что в цивилизованных налоговых системах обычно не допускается.

В очередной раз достав налог с пыльной полки, инициаторы проекта озаботились стабильным наполнением региональных бюджетов. Ежегодные доходы от НСП оценивались ими как 200 млрд р. в год. Максимальную ставку налога предложили довольно скромную – 3%. НСП должен был уплачиваться с реализации услуг и товаров, но некоторые из них решили от налога освободить (детские товары, продукты первой необходимости, услуги ЖКХ и др.). Законопроект практически повторил НСП в том виде, в котором он существовал в 1998–2004 гг., но с пониженной ставкой. При одобрении документа уже с 2015 года на плечи россиян легла бы ноша налога с продаж.

Региональные власти голосовали за возврат НСП двумя руками. По данным за 6 месяцев 2014 года более 30 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом, еще 30 балансируют на его грани. Основной источник доходов регионов сейчас – налог на прибыль, сборы которого с приближением кризиса будут падать с каждым месяцем. Поступления от косвенных налогов не так гибко привязаны к экономическим неурядицам, потому что потребители вряд ли откажутся от покупок вообще.

С позиции разума выступили Минэкономразвития, ЦБ, Минпромторг и Минфин, обоснованно считая, что введение НСП:

  • подстегнет инфляционные процессы, которые и без того развиваются довольно активно
  • не устранит дефицит бюджетов субъектов РФ, причина которого в дисбалансе распределения средств (профицит федерального бюджета сопровождается дефицитом региональных и муниципальных)
  • замедлит экономический рост, вынуждая предпринимателей «завязывать» с бизнесом и уходить в тень
  • потребует значительных вложений в администрирование
  • не оправдает надежд регионов из-за низкой собираемости (в предыдущем случае удавалось получать не более 30%)

Реакция представителей бизнеса и экспертов в области макроэкономики совпадает: ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе НСП не даст положительного эффекта. Налог с продаж – косвенный, по сути, собирается из кошельков населения. Из-за роста цен снизится покупательная способность, а следом и совокупный спрос. Рост экономики замедлится. Компании, платящие налоги, окажутся в менее конкурентной позиции, чем «уклонисты». От введения НСП в первую очередь пострадают домохозяйства с наиболее низкими доходами. Налог с продаж – своеобразный налог на бедность.

В сложившейся ситуации Правительством РФ в сентябре 2014 было принято верное решение – отказаться от налога с продаж, по крайней мере, на три ближайших года.

Региональные сборы – альтернатива НСП

В течение октября 2014 года Минфин разрабатывал законопроект о введении региональных сборов, которые вместо налога с продаж позволят наполнить бюджеты регионов.

Первоначально речь шла о сборах:

  • за услуги такси
  • за услуги общественного питания
  • за право торговли
  • о курортном и/или туристическом

Внесенный 6 ноября на рассмотрение в Госдуму проект содержал список из 22 видов деятельности, которые предлагалось обложить муниципальными сборами. После второго чтения остался только один – торговля.

26 ноября 2014 Совфед дал добро закону о местных торговых сборах. Такая глава появится в НК. Торговый сбор «заработает» в июле 2015 и только в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге. Для остальных муниципалитетов потребуется принятие специального федерального закона. Плательщики сбора – предприниматели и организации, занимающиеся торговлей вне зависимости от наличия торгового зала. Сбор начисляется и уплачивается поквартально, а ставка сопоставима со стоимостью патента для соответствующего вида деятельности.

Закон ударит в первую очередь по небольшим торговым точкам, но пока только в трех городах. Пессимистически настроенные депутаты считают, что пострадают не только торговцы, но и производители, самостоятельно продающие свою продукцию. Сторонники закона считают, что новый сбор на цены не повлияет. Уже в 2016 году изменения сможет прочувствовать все население страны, когда практика распространится на другие регионы.

Похоже, что правительству и депутатам все же удалось сохранить овец и накормить волков: ущерб обычным потребителям от введения НСП мог быть гораздо чувствительней, чем от торгового сбора, а региональным бюджетам в недалекой перспективе дали некоторый шанс для пополнения. Чем все закончится для торгового бизнеса, станет ясно по результатам 2015–2016 годов.

Бухгалтерский консалтинг, или Успех бизнеса начинается с надежного партнера

Этот год ознаменован очередным ужесточением налоговых проверок, повышенным вниманием со стороны государства к прозрачности бизнеса и новыми поправками в законах. Если что-то упустить, велик риск частично утратить контроль над компанией или принять неправильные решения, которые грозят финансовыми и репутационными потерями.

Читать
Кому на Руси жить хорошо – разбираемся с новым налогом на сверхприбыль для бизнеса

Возможно, скоро всем известное название некрасовской поэмы перефразируют в «Кому на Руси жить тяжело», так как с принятием Закона о новом налоге на «сверхприбыль для бизнеса», подобные споры будут неминуемы.

Читать
4 типа бухгалтеров, от которых нужно бежать

По статистике hh, в мае 2023 года компании разместили на 49% больше вакансий для бухгалтерии, чем в прошлом году. А это значит, что прошло почти в два раза больше собеседований, а уровень стресса для рекрутеров и директоров вырос в разы. Поговорим о тех, кого не стоит брать в свою бухгалтерию — за 15 лет практики … Continue reading «4 типа бухгалтеров, от которых нужно бежать»

Читать
Больше интересных новостей в нашем Telegram канале
Присоединяйтесь и получайте полезную информацию для процветания вашего бизнеса!
Читать в Telegram
Оставить заявку

    АудитВедение бухгалтерского учетаЮридические услугиНалоговое консультированиеДругое
    Согласен на обработку персональных данных

    Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Пользовательского соглашения​​

    ×

      Заказать звонок

      Оставьте заявку, и мы вам перезвоним в ближайшее время

      Я согласен с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных
      ×